Положение
о научно-исследовательской работе учащихся
1.1.
Научно-исследовательская
деятельность учащихся - процесс самостоятельной работы под руководством
педагога по выявлению сущности изучаемых явлений, по открытию, фиксации,
систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей,
описанию, объяснению, проектированию.
1.2.
Целью
научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития
творческих способностей личности, ее самоопределения и самореализации.
1.3.
Для достижения
поставленной цели педагог, организующий научно-исследовательскую деятельность
учащихся, решает следующие задачи:
- развивает интересы, склонности учащихся, умения и
навыки исследовательской деятельности;
- развивает
интерес к познанию реальной действительности, сущности процессов и явлений
(науки, техники, искусства, природы, общества);
- развивает умение самостоятельно, творчески мыслить.
2.
Организация
научно-исследовательской деятельности учащихся
2.1.
Кураторами учащихся
являются учителя.
2.2.
Направления и
содержание научно-исследовательской деятельности определяется учащимися
совместно с куратором. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления
стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема
исследования утверждается научно-методическим советом школы.
2.3.
Куратор консультирует
учащегося в вопросах планирования, методики, оформления и представления
результатов исследования.
2.4.
Формами
отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются:
-
реферат;
-
доклад;
-
статья;
-
стендовый доклад;
-
компьютерная
программа;
-
видеоматериалы;
-
приборы;
-
макеты.
2.5.Лучшие научно-исследовательские работы учащихся по
решению Научного общества учащихся могут быть поощрены дипломами, ценными
подарками, рекомендованы к участию в научно-практической конференции.
3. Виды научно-исследовательской деятельности учащихся
3.1.
Основными видами
научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
1. проблемно-реферативная работа - аналитическое
сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и
проектирования вариантов ее решения;
1.
аналитико-систематизирующая работа -
наблюдение, фиксация, анализ, систематизация количественных и качественных
показателей изучаемых процессов и явлений;
2.
диагностико-прогностическая работа - изучение,
отслеживание, объяснениеи прогноз качественных и количественных изменений
изучаемых систем, явлений, процессов;
3.
изобретательско-рационализаторская работа -
усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов;
4.
экспериментально-исследовательская работа -
проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы
экспериментально-опытным путем;
5.
проектно-поисковая
работа - разработка и защита проекта.
4.
Критерии
оценки научно-исследовательской работы
4.1. Критерии оценки научно-исследовательской работы
учащихся:
-
актуальность темы
выбранного исследования;
-
качество анализа
проблемы, отражающее степень знакомства автора с современным состоянием
проблемы;
-
умение
использовать известные факты, широта кругозора автора;
-
владение автором
понятийным и методическим аппаратом исследования;
-
грамотность
формулировок и аргументированность собственных выводов;
-
практическая и
теоретическая значимость исследования;
-
четкость выводов,
обобщающих исследование;
-
грамотность оформления
и защиты результатов исследования.