«Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я, может быть, запомню,
Вовлеки меня, и я пойму.»
Конфуций (450 г. до н.э.)
Аномалия развития, определяемая как ЗПР, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции имеют в той или иной степени ЗПР, и их количество возрастает.
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей, которые отличают их от нормальных сверстников. Отличаются как особенностью эмоционально-волевой сферы, так и особенностями познавательной деятельности:
1. Недостаточность общего запаса знаний об окружающем, которая обычно имеет место в данном возрасте. Несформированность необходимых в этом возрасте умений и навыков.
2. Ограниченность представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.
3. Незрелость мышления.
4. Несформированность учебных интересов и преобладание игровых.
5. Недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения.
6. Более низкая, по сравнению нормально развивающимися детьми того же возраста, способность к приему и переработке перцептивной информации (это та информация, которая позволяет ребёнку сличать воспринимаемые объекты с хранящимися в его памяти прежними их отображениями и описаниями и опознавать эти объекты, т.е. относить их к той или иной категории явлений).
7. У многих детей наблюдается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций.
8. Одной из основных особенностей детей с ЗПР является недостаточность образования связей между восприятием и двигательными функциями.
9. Отставание в формировании пространственных представлений.
10. Недостаточность интегральной деятельности мозга. Поэтому затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ.
Задача дефектолога заключается в коррекции и компенсации имеющихся у ребенка отклонений в развитии. Прежде всего, я тщательно изучаю степень выраженности дефекта, провожу диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В своей работе опираюсь на пособие Л. Н. Блиновой «Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР». Здесь рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой речи, моторики, учебной мотивации и эмоциональной сферы. Дан комплекс приложений, содержащих ценный практический материал прикладного характера.
Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития» (ЗПР). Мы предполагаем, что у этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности».
В этой связи одной из диагностики является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).
Педагогическая запущенность - это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.
Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.
После диагностики необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приемы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Неоценимую помощь в этом вопросе мне оказало методическое пособие для учителей-дефектологов «Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении». В пособии рассматриваются вопросы планирования коррекционных занятий в рамках коррекционного компонента учебного плана общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении, приводится технология планирования и образцы ведения соответствующей документации. Обоснован способ формулирования тем и задач коррекционных занятий, предложены рекомендации по некоторым актуальным организационным вопросам коррекционной работы.
В процессе коррекционной работы для ребенка создаются специальные условия обучения. В своей работе я активно использую разнообразные методики, игры, упражнения. Как правило, методики и дидактический материал подбираю индивидуально под ребенка, исходя из его проблем и возможностей. Длительность работы с ребенком определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта.
Основные направления коррекционной работы: диагностическое, аналитическое, коррекционное, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое.
Представляю вашему вниманию фрагмент занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Тема занятия: «Формирование сенсорных эталонов цвета». Здесь вы можете увидеть, какие игры и упражнения я включаю в коррекционные занятия.